Статьи.

А.Лауфер О состоянии культурного наследия республики немцев Поволжья.

За последние годы вопросы исследования истории республики немцев Поволжья интересовали многих саратовских учёных. К числу наиболее известных исследователей данного вопроса можно отнести профессоров А.А. Германа, И.Р. Плеве, О.А. Лиценбергер. Подавляющее большинство работ по истории немцев Поволжья приходится на период конца 90-х годов XX века – 2007 год. В силу изменения политической, социальной, правовой ситуации в стране, открытия для исследователей многих архивов и библиотечных фондов, большинство научных работ представляет собой обширный материал по истории, политике, социальной сфере республики немцев Поволжья.
Труды доктора исторических наук профессора И.Р.Плеве освещают в основном начальный период существования немецких колоний на Волге (18в) .
Монографии А.А.Герман «Немецкая автономия на Волге» и «Большевистская власть и немецкая автономия на Волге» представляют собой обширные труды по истории взаимоотношений большевистской власти и поволжских немцев, освещаются проблемы создания, функционирования и ликвидации на Волге немецкого национально-территориального образования.
Данные труды представляют собой огромный материал по истории взаимоотношений поволжских немцев с государством, правительственным аппаратом, органами власти.
Вышедший в 2002 году в издательстве Саратовского университета исторический очерк А.А.Германа и И.Р.Плеве «Немцы Поволжья» рассматривает проблемы немецкой республики на Волге с точки зрения проблемы цивилизационного взаимовлияния переселенцев и окружающих их народов . В данном очерке большое внимание уделяется культуре, образованию и духовной жизни немецких поселенцев.
Среди исследователей истории немецкой республики совершенно особое место занимает доктор исторических наук, профессор О.А. Лиценбергер – известный специалист по истории инославных конфессий в России. Фундаментальные монографии «Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории» , «Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство» , «Римско-католическая церковь в России» подробнейшим образом рассматривают религиозные, культурные и социальные аспекты поволжских немцев за весь период существования немецких колоний и республики немцев Поволжья.
Большой интерес представляет также статья Н.Э. Вашкау «Церковь и школа в республике немцев Поволжья» . В данной статье автор исследует вопросы взаимоотношения светской власти и школы, а также взаимоотношения церкви и школы в республике немцев Поволжья.
Во всех работах авторы неоднократно отмечали сложные взаимоотношения между органами власти и колонистами, а в советское время - обострение отношений между советскими и партийными органами власти с одной стороны и жителями немецкой автономии с другой. Наибольшее отторжение новой власти вызывала присущая поволжским немцам религиозность, выражающаяся в отношении к так называемым инославным конфессиям. За первые десятилетия советской власти на территории республики немцев Поволжья были уничтожены такие религиозные конфессии, как католицизм и лютеранство. Костёлы и кирхи, принадлежащие им, были либо уничтожены, либо в них помещались хозяйственные объекты. В лучшем случае это были библиотеки и школы, в худшем – склады и конюшни. Всё это не могло не оскорблять религиозных чувств верующих.
В последствии в связи с выселением немецкого населения и заселением бывшей немецкой республики новыми поселенцами из Саратовской области, Украины и Белоруссии вопрос об оскорблении религиозных чувств немцев перестал быть актуальным, и многие здания религиозного культа, представляющие собой во многих случаях уникальные архитектурные решения, постепенно стали разрушаться. В советское время вопрос о культурном наследии немецкой республики, её уникальной архитектуре не поднимался и стал изучаться только в конце 90-х - начале 2000 годов вышеупомянутыми исследователями.
При подготовке статьи нами был проведён ряд исследований по истории культурного наследия Поволжских немцев по кантонам АССР НП. В результате проведённого за 2006-2007 год исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Численность немецкого населения на территории бывшей автономной немецкой республики неуклонно снижается за счёт не прекращающейся эмиграции и низкого уровня жизни.
2. Немецкое население принимает активное участие в религиозной и общественной жизни Саратовкой области посредством участия в общественных и религиозных организациях поволжских немцев.
3. В 1941 году заселение территорий, освободившихся в результате депортации поволжских немцев, производилось за счёт населения Саратовской области, а также беженцев из Украины и Белоруссии, не имеющих представления о религиозных, культурных, социальных особенностях немецкого населения. Вследствие этого, особенности немецкой культуры в Поволжье были утеряны.
4. Вследствие запрета, наложенного советской властью на поволжских немцев о возвращении к местам постоянного проживания на территории бывшей немецкой республики, продолжавшегося де-юре до 60-х годов, а де-факто до 90-х, и продолжающейся волне эмиграции российских немцев в Германию, в бывшую немецкую автономию вернулось лишь малая часть репрессированных. В 1990-е – 2000 годы территория немецкой автономии стала заселяться мусульманским населением - беженцами из среднеазиатских и кавказских республик.
5. Местное население бывших кантонов АССР НП не проявляет интереса к культуре, религии и обычаям немецкого населения. Здания религиозного культа, обладающие уникальными архитектурными решениями, разрушаются из-за отсутствия ухода и ремонта.
6. Большинство католических костёлов и лютеранских кирх на территории Саратовской области находятся в разрушенном состоянии. В случае непринятия мер по восстановлению памятников немецкой культуры они могут бесследно исчезнуть с лица земли в ближайшие 5-10 лет. Подобное произошло с деревянной лютеранской кирхой в с. Сосновое Красноармейского района – кирха была разрушена в 2003-2004 годах.
7. В удовлетворительном состоянии находятся действующие кирхи в г.Марксе и селе Н. Еруслан Волгоградской области (бывшее Гнадентау). Кирха в г. Марксе поддерживается в удовлетворительном состоянии за счёт прихожан и пробства. Кирха в с. Н.Еруслан восстанавливается за счёт личных средств пастора А.В.Паутова.
8. Представители католической конфессии не выражают заинтересованности в восстановлении католических храмов на территории бывшей немецкой автономии, объясняя свою позицию недостаточным количеством прихожан – католиков, что, по нашему мнению, достаточно спорно. Такие сёла как, например, с.Каменка Красноармейского района, в которой частично сохранился уникальный католический собор, достаточно активно заселяются переселенцами христианского вероисповедания из бывших советских республик, при отсутствии заметной конкуренции со стороны иных конфессий.
9. В Саратовской области за советские и постсоветские годы было построено только два новых католических собора современной архитектуры в г. Саратове и г. Марксе с использованием привлнчённых денежных средств, государство в строительстве данных зданий участия не принимало.
По нашему мнению, для сохранения культурного наследия поволжских немцев, восстановления памятников архитектуры, зданий религиозного культа необходима совместная работа общественных, религиозных, государственных организаций, эффективная государственная политика по сохранению памятников архитектуры и культурного наследия Поволжских немцев. Все мероприятия будут неэффективными в случае продолжающейся эмиграции российских немцев в Германию. Эмиграционные процессы могут привести к фактическому исчезновению такой нации как российские немцы, только рост экономики России, повышение благосостояния россиян, улучшение социальной и культурной базы, внимание со стороны органов государственной власти могут остановить негативные эмиграционные процессы в среде российских немцев.

Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. М.,1998
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге.1918-1941. Саратов 1992, 1994. Ч.I,II.
Герман А.А. Большевистская власть и немецкая автономия на Волге. Саратов, МИОН, 2004.
Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья. Саратов, 2002.
Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории. М.,2003.
Лицебергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. М.,1999
Лиценбергер О.А. Римско-католическая церковь в России. Саратов., 2001
Н.Э. Вашкау «Церковь и школа в республике немцев Поволжья Воронеж., 1999
Лиценбергер О.А. Указ. соч., с261


E-mail: Andrei_Laufer@mail.ru

Hosted by uCoz